Слово редакции

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что все вопросы повседневной жизни современного человека могут быть решены с помощью нескольких кликов по экрану мобильного устройства? Оплата коммунальных услуг, вызов такси, доставка продуктов домой и в офис, покупка одежды или аренда городских велосипедов общего пользования? Сами того не подозревая, мы давно перешли границу нового, «цифрового» общества, где для оплаты покупки на кассе супермаркета, достаточно приложить экран Вашего телефона к считывающему устройству, убрав наличные и банковские карты в «дальний ящик».

 

Развитие цифровой экономики не только заставляет по-новому взглянуть на привычные вещи, но и вносит серьезные изменения во все сферы современного общества. Автоматизация производства, вытеснение ряда отраслей и замещение их инновационными разработками, конкуренция человека и технологий. В ходе такой трансформации вымирают профессии, бизнесы и целые рынки, которые до этого момента считались весьма перспективными. Цифровая революция, с одной стороны облегчает жизнь человека, а с другой - безвозвратно меняет ее, превращая нас иногда в «цифровых рабов».

 

 

 

 

По данным опроса исследовательской компании Gfk, проведенной в 2017 году, Россия вошла в пятерку стран, жители которой могут с легкостью на время отказаться от гаджетов. В то время как противоположную сторону рейтинга возглавили жители Поднебесной, где 43% опрошенных заявили, что им будет крайне сложно отложить в сторону электронные устройства. Так, в конце 2016 года директор Государственной канцелярии по делам интернет-информации Китая Жэнь Сюйлинь заявил, что «Китай вышел на второе место в мире по уровню и масштабам развития цифровой экономики (уступив первенство Соединенным Штатам, - прим. ред.)…»

 

Однако, несмотря на бурный рост, само определение цифровой экономики на сегодняшний день остается достаточно размытым. В узком смысле под этим понимаются разработка и производство информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Сюда входит большая часть того, что принято называть «хайтек» (компании высоких технологий). Конкретно к ИКТ относится разработка и тиражирование компьютерной техники (как «железа», так и программного обеспечения), мобильной связи, Интернета, иных средств коммуникации.

 

 

 

 

В более широком смысле цифровая экономика включает также пользователей ИКТ. Это банки, торговые компании, страховые общества, промышленные, сельскохозяйственные и иные производственные фирмы. ИКТ обеспечивают прямое и быстрое взаимодействие между участниками различных рынков, причем, в первую очередь, компаний с конечными потребителями товаров и услуг. Эти «оцифрованные» связи выступают в форме электронной коммерции, электронного банкинга, электронных расчётов, интернет-рекламы, интернет-страхования, интернет-консалтинга, интернет-игр и т.п.

 

«Цифровая экономика» затронула и сферу государственного управления. Активное внедрение информационных технологий в эту отрасль получили название «электронное правительство».

 

Сегодня Китай действительно опережает многие страны мира по внедрению и использованию цифровых технологий. И, несмотря на то, что мировое первенство по-прежнему принадлежит Великобритании (уровень электронного банкинга, электронных расчетов в Поднебесной пока значительно уступает), противостоять КНР по объемам электронной коммерции достаточно тяжело. Согласно данным Boston Consulting Group, на нее приходится более 55% всех оборотов на цифровом рынке КНР. Локомотивом развития цифрового рынка Китая служит быстрое распространение Интернета по стране. По доле активных пользователей Интернета в общей численности населения страны, Китай опережает даже некоторые развитые страны. По крайней мере, каждый второй китаец сегодня имеет доступ к Интернету и пользуется им. Опережающими темпами растёт число пользователей мобильным Интернетом. Только за последние 10 лет количество пользователей увеличилось более чем в 10 раз.

 

 

 

 

Технологии IoT (интернета вещей) - еще один локомотив развития цифрового рынка КНР. Помимо онлайн-шоппинга, большое распространение получили маркетплэйсы. Так, например, по данным Mail.Ru Group, в России в 2016 году количество подобных действующих площадок можно было пересчитать на пальцах обеих рук, в то время как в Поднебесной на тот момент активно функционировало более 11 тысяч платформ, объединяющих продавцов со всей страны и предоставляющих потребителю широчайший спектр товаров и услуг. Трансграничная электронная коммерция дала серьезный импульс для развития рынка в целом. Сайты AliExpress, Taobao JD.com признаны одними из самых посещаемых торговых площадок в России и мире. Стоит отметить, что одним из приоритетных географических направлений китайской трансграничной электронной торговли является Российская Федерация.

 

На сегодняшний день Китай не только является крупнейшим онлайн-ритейлером для своих зарубежных партнеров. Рынок телекоммуникаций многих стран мира (и России в том числе) поддерживается за счет оборуования, производимого китайскими компаниями. Большое количество совместных проектов в этой отрасли, начиная от проивзодства устройств связи, заканчивая сотрудничеством в области цифрового телевидения и совместного производства контента для российского и китайского рынков, в очередной раз притягивает наше внимание, заставляя с головой окунуться в мир информацонных технологий и телекоммуникаций Китая.

 

 

 

 

В новом номере «КДМ», который Вы держите в своих руках, мы расскажем о том, как развивался рынок электронной коммерции Китая; кто занимает лидирующие позиции в отрасли; мы поговорим с экспертами рынка – представителями крупнейшей телекоммуникационной компании Китая – ZTE – о перспективах развития отрасли, сотрудничестве Китая в сфере ИТ и телекоммуникаций с другими странами; расскажем о запретах информационного пространства, китайской цензуре и способах борьбы с ней.

 

Также встречайте в номере информацию о совместных проектах России и КНР, обзор главных событий, произошедших в мире. Новые истории из мира китайских медиа. Интересные факты о культуре, традициях и обычаях КНР, календарь ключевых бизнес-мероприятий и выставок, запланированных в Китае.

 

17 октября 2017 года. Напрямую из Поднебесной.

Ваша редакция КДМ

Китайский деловой мост

Адрес: Россия, 191023, Санкт-Петербург, улица Садовая, дом 21

RU: +7 (812) 458-97-30 доб. 3193

CN: + (86) 157-0120-5109

E-mail: info-cbb@mail.ru

Свяжитесь с нами

Обратная связь

Ваше сообщение успешно отправлено

Рассылка новостей

Вы успешно подписались на нашу рассылку